В новейшее время Пермская опера осуществила две постановки «Евгения Онегина». В 2010-м версию в классическом ключе представил Георгий Исаакян, в 2022-м новую интерпретацию «лирических сцен» — Владиславс Наставшевс.
Постановки, конечно же, не обошлись без сравнений во время премьеры в апреле. Теперь мы решили спросить об этом у артистов, которые пели в обеих версиях «Онегина».
Наталья Буклага, исполнительница роли Ольги
Два абсолютно разных мира и несуществующие персонажи
Новая постановка — это совершенно другой взгляд на произведение Пушкина и Чайковского, другое прочтение. Это внутренний мир Онегина, его воспоминания, его переживания. Все персонажи, кроме него, нереальные, его грезы наяву, то, что когда-то с ним происходило — мы существуем в параллельном мире. Поэтому движения у всех героев, пластика и даже, может быть, характер звучания голоса должны отличаться от Онегина. Это главное отличие от постановки Георгия Георгиевича.
Гарри Агаджанян, исполнитель роли Гремина
Никогда не думал, что спою еще Зарецкого или Ротного
В постановке Георгия Исаакяна я играл только Гремина, а здесь у меня три роли в одной — Ротный, Зарецкий и Гремин. По замыслу Владиславса Наставшевса, он является неким «злым духом», который словно руководит событиями, своеобразный режиссер, хотя он всего лишь в мыслях Онегина.
Если в первой постановке для меня это было классическое исполнение, во второй мне нужно было собрать разные интонации в какую-то общую вокальную концепцию. Ротный — баритон, Зарецкий — характерный бас, а Гремин звучит как благородный герой в классической постановке. И моя задача — собрать их в одного персонажа. Это довольно сложно.
Борис Рудак, исполнитель роли Ленского
Музыка всё та же — это всё еще «Евгений Онегин»!
В новой постановке «Онегина» мы видим не события, происходящие на наших глазах, а «дела давно минувших дней», образы воспоминаний прошедших событий в жизни Онегина. Они не дают ему покоя и уже стали наваждением. Мне кажется, мы играем даже не то, что было на самом деле, не то, как поступали и что чувствовали наши персонажи, а то, как это видел и чувствовал сам Онегин. Все-таки этот спектакль — воспоминания одного человека, Евгения Онегина.
Константин Сучков, исполнитель роли Онегина
Музыка звучит в оркестре, вокруг нас, в наших головах и сердцах
С внешней «классичностью» спектакля Георгия Исаакяна соседствуют современные бережные режиссерские новшества, которые добавляют повествованию свежие акценты. Я отношусь с большим уважением и любовью к этой постановке. Как мне кажется, версия Владиславса Наставшевса является достойнейшим преемником предыдущей постановки «Онегина». Конечно, на этот спектакль лучше не приходить без подготовки, без представления о новой трактовке. Это самый музыкальный, эмоциональный и сложный спектакль на моей памяти, где полная отточенность стоит рядом с сильнейшей психологической отдачей, которую переживает артист.