Те, кто работает в театре, уже прошли своего рода естественный отбор: это люди, обладающие достаточно сильным иммунитетом. Когда мне только начинает нездоровиться, я говорю себе, что болеть некогда. Обычно такой настрой помогает.
Выходить на сцену — большая ответственность. Если в спектаклях еще возможны замены, то в случае концерта, когда тебя на афише видят люди по всему городу, отменить выступление нельзя. Может быть, звезды могут себе это позволить — у нас такой возможности нет. Лишь один раз пришлось отменить «Кармен», потому что я из-за болезни просто не могла выйти на сцену: тогда только я исполняла заглавную партию. После этого ввели второго человека — как раз на такие случаи нужны дублирующие составы.
СЕРГЕЙ ВЛАСОВ
Если я начинаю заболевать, сразу же покупаю в аптеке и принимаю курсом настойку эхинацеи. Это меня спасает. Больше я ничего не использую, пока не свалюсь (что бывает достаточно редко). Вообще, нужно держать себя в форме. Год назад в моей жизни появился тренажерный зал: три-четыре раза в неделю я стараюсь бывать там. Беговая дорожка, комплексные тренировки, «железо» — все это мне помогает. К счастью, рядом с залом есть еще сауна, так что можно хорошо прогреться.
В театре также есть медкабинет: чувствуешь, что заболеваешь, — беги на кварцевание. Если все-таки заболел, не ходи в театр, чтобы не заражать коллег. Мы работаем в одних и тех же помещениях, так что достаточно спеть одному больному, чтобы десять других свалились с температурой. Мой психологический настрой прост: нельзя болеть, у меня семья.
НАДЕЖДА ПАВЛОВА
Когда спектакли идут один за другим, ты мобилизуешься и говоришь себе, что не имеешь право болеть в данный момент. Но бывает всякое. Иногда выходим на сцену с температурой, насморком, трахеитом. Петь в таком состоянии нельзя, но порой приходится.
Не помню, чтобы в последнее время возникала необходимость что-то отменять из-за болезни. Если я слышу, что связки смыкаются, значит, все в порядке. Кроме того, когда выходишь на сцену, то, видимо, благодаря выбросу адреналина забываешь о недомогании.
Главное — принимать в периоды эпидемий как можно больше витамина C. Лично мне помогают эхинацея, клюква. Знаю, что киви в этом смысле очень полезен. Есть еще один крайне действенный способ, который мне однажды посоветовали: выпить небольшую рюмку водки с перцем и ничего не есть в течение пяти минут, чтобы прогреть горло.
Вообще, нужно настраиваться на позитивный лад и прислушиваться к своему организму. Если чувствуете, что переохладились, нужно обязательно погреться дома. Кроме того, голос должен отдыхать. Оптимальный для этого срок — два-три дня. К сожалению, дать себе это время для восстановления получается очень редко.
Голос — это все, что есть у солиста, это его хлеб. Поэтому, например, я никогда не кричу, даже когда с кем-то ссорюсь. Нагрузки хватает на работе, поэтому дома стараюсь говорить спокойно, беречь связки. Вообще, лучшее лекарство для уставшего голоса — сон и молчание.
АЙСУЛУ ХАСАНОВА
Главное — поймать начало болезни. Если почувствовал даже легкое недомогание, сразу полощи горло содой. Как ни странно, это самый действенный способ. Ну и в целом, нужно, конечно, поддерживать иммунитет.
Известно, что стресс провоцирует болезнь. Поэтому стоит беречь себя, больше наслаждаться красотой. Полноценно отдохнуть получается не всегда, но необходимо расслабляться хотя бы на время.
Не помню, чтобы приходилось пропускать спектакли из-за простуды. У нас есть очень хороший фониатр, который может помочь связкам. Голос, может, и не будет звучать идеально, но выйти на сцену получится.
ОЛЕГ ИВАНОВ
Для голоса сон — прежде всего. Дополнительно можно принимать витаминные комплексы. Лично мне помогает стакан теплой воды с ложкой меда: в нем содержатся все микроэлементы, необходимые для поддержки иммунитета. От сквозняков и простуд защищает грудной сбор №4. Достаточно заварить два пакета, дать настояться 15 минут и выпить — отлично помогает для профилактики.
Еще в консерватории опытные профессора говорят, что если болеешь, не пой. Публика приходит, чтобы получить эстетическое наслаждение от выступления, и нельзя оправдываться перед ними тем, что ты нездоров. Плохо себя чувствуешь – не выходи на сцену, откажись. Иначе можно потратить больше сил, эмоций — и вылететь надолго.
В советские времена был специальный ГОСТ: 30 часов отдыха после главной партии. За это время солист мог восстановиться физически. Действительно, по энергозатратам вокальное выступление сродни работе забойщика в шахте. Это значительные физические и эмоциональные нагрузки, из-за которых солист за спектакль может терять до полкилограмма.
Нужно петь с одинаковой самоотдачей для семидесяти человек и пяти тысяч. Недаром говорят, что артист должен выходить на сцену как в последний раз. Нужно выложиться так, чтобы ты смог высказать все, что хотел, а зритель остался доволен.
Ближайший спектакль с участием Олега Иванова — Евгений Онегин
—
Остается напомнить, что перед тем как прибегнуть даже к самым действенным народным рецептам, необходимо проконсультироваться с врачом.