27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
16.10.2023
Надежда Павлова: «Моноопера — это очень сложно. Но я готова». Интервью

8wxIsXv2-yQ.jpg

Фото: Алиса Калипсо


— Кому принадлежит идея постановки «Человеческого голоса»? Вам?

— Не мне — дирижеру Володе Ткаченко. Когда в марте мы готовили Les Illuminations («Озарения») Бриттена, он спросил: «А ты не хочешь исполнить «Человеческий голос» Пуленка?» Я подумала: почему бы и нет. Предложили руководству театра и встретили горячую поддержку. 

Пару месяцев спустя мы встречались с Филиппом Чижевским, и он поинтересовался моими планами. «Готовлю “Человеческий голос”», — ответила я. «Давно пора. Это твое», — одобрил он. 

Думаю, я действительно уже нахожусь на том этапе карьеры, когда могу позволить себе подобный бенефисный спектакль. Но, признаюсь откровенно, «Человеческий голос» для меня не только про творчество, но и про личную жизнь. Такой сюжет я переживала сама. Много лет назад я оказывалась в аналогичной ситуации. Поэтому со сцены я буду говорить не просто о том, что написано драматургом и композитором, а в том числе о собственных переживаниях. 

— Дмитрий Волкострелов — режиссер не психологического театра. Дает ли он вам свободу для проработки роли и вживления в нее личностного опыта? 

— Он не против, когда я предлагаю свои эмоциональные оценки. В фильме, который стал частью нашего спектакля, меня часто показывают крупным планом. И я понимаю, что в эти моменты Диме как раз-таки необходимы мои эмоции и моя психологическая глубина. Иначе зачем тогда крупный план? 

Наша с ним работа — не компромисс и не уступки друг другу. Это настоящий обмен мнениями. 

— В этой опере, возможно, несколько даже больше, чем в какой-либо другой, музыка рисует исчерпывающую картину происходящего. Когда героиня молчит, всё объясняет оркестр. 

— Именно. Помню, когда я впервые пропела Диме фрагмент из «Человеческого голоса», он произнес: «Ну и что ставить? В музыке есть всё». Но он не был бы талантливым режиссером, если бы не нашел свое решение. Не хочу спойлерить, но зритель получит и глубокое психологическое переживание, и остранение, и много чего еще. Дима придумал для меня много разных состояний и планов.

Я в своей жизни какие только жанры ни пробовала, поэтому не испытываю никакого сопротивления, а с удовольствием всегда иду навстречу режиссеру. Всё, что мне предлагают, интересно и хочется попробовать на сцене. 

— Чем Волкострелов отличается от других режиссеров, с которыми вы работали?

— Он поражает меня своим интеллектом. Мне кажется, мы можем говорить с ним часами. Притом что мы совершенно разные по темпераменту: я очень эмоциональная, он — спокойный, размеренный. У него в мыслях царит совершенный порядок. Он всё систематизирует. Например, Дима посчитал, сколько раз в опере я произношу слово «Алло», или сколько длятся первый, второй и третий разговоры. Я бы в жизни такими вещами не занялась. И еще он очень мягкий человек, с ним комфортно. Есть жесткие режиссеры, которые добиваются от тебя результата путем давления или провокации. Ты их побаиваешься, но работаешь. А с Димой мне прямо очень уютно. 

— Героиня «Человеческого голоса», по-вашему, персонаж скорее положительный или отрицательный? 

— Я бы вообще не давала ей никакой оценки в целом. Единственное, что могу от себя сказать: когда я начинала учить партию, то не испытывала к этой женщине никакой симпатии. Только жалость. Я говорила, что, будучи моложе, сама была в ее положении, но сегодня я смотрю на это всё и понимаю: «Боже мой, какой я была глупой и немудрой!» Ведь жизнь так многогранна и впереди нас ждет еще много всего интересного и прекрасного. 

Но, может быть, я предвзята, и в этой опере речь идет о любви, которая может разрушить всё изнутри. Я понимаю, что есть люди с таким отношением к миру. Героиня же говорит: мол, я пять лет жила твоей жизнью, тобой жила. И мне остается только попробовать представить, каково это, и понять ее.

Работая над образом, я, конечно, проживаю эти моменты и, естественно, сочувствую ей. Однако Дима пытается вызвать у меня симпатию к Нему — ее собеседнику. Но тут я не могу через себя переступить, потому что Он ей откровенно врет. И она это понимает, более того — говорит, что, если Он ей соврал, чтобы не причинить боль, она будет любить Его еще сильнее. Хотя я в это не верю.

Понятно, что она такая женщина-«пила», и на Его месте любой другой мужчина давно бы уже плюнул и бросил трубку. Дима тоже обращает внимание на это: Он же ей перезванивает, когда связь теряется, Он же волнуется за нее. Но я — лично я — все равно не могу простить Его за вранье.

Может быть, я тяну в роль личный опыт. А может, потому что сама стала умнее и сейчас это я бы положила трубку. Как это делает Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос» Педро Альмодовара.

— А театральные постановки вы смотрели, готовясь к этой роли?

— Я их смотрела с начала карьеры, когда только пришла в театр. Хорошо помню, например, «Человеческий голос», поставленный Кириллом Симоновым в жанре оперы-балета. Самое интересное, певица на момент исполнения была беременна, что делало сюжет еще более удручающим: получалось, что герой бросил героиню в положении.

Но в общем и целом, при всем многообразии постановок всё как-то одинаково с этим телефоном выходит. Поэтому я очень обрадовалась, когда узнала, что буду работать с Дмитрием Волкостреловым, ведь он наверняка что-нибудь придумает. Хотя из пьесы слов не выкинешь и от слов «Мадам, алло?» никуда не деться. 

— «Мадам» — так в наши дни мог бы называться виртуальный голосовой помощник, вроде «Алисы». 

— Вполне. Мы вообще, когда только начинали работать над постановкой, много шутили: а может быть, это героиня сама с собой разговаривает? Может, это один из голосов в ее голове? 

— Есть ли сходства между моноспектаклем и сольным концертом? 

— Скорее, нет. Это все-таки разные жанры. Не стану скрывать, когда собираешь программу сольного концерта, все равно стараешься комбинировать виртуозные сочинения и те, на которых сама отдыхаешь. В моноспектакле момента для отдыха нет совсем. Ты одна на сцене. В «Человеческом голосе» у меня нет времени даже прокашляться. Но там есть одна большая пауза, которую мы используем по полной программе: и как театральный эффект, и как возможность передохнуть. В концерте даже выход за кулисы позволяет переключиться и сбросить эмоциональный накал. А моноопера — это очень сложно. Но, мне кажется, я сейчас на том этапе своей карьеры, когда надо браться за такие вещи. Я готова. Уже доросла.


Интервью: Наталья Вороненко



поиск