Весьма неожиданным, можно сказать экстраординарным, оказалось торжественное открытие XV юбилейного Всероссийского конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.
Фото Эдварда Тихонова
Начало не предвещало ничего необычного. Прежде всего по традиции прозвучало приветственное слово губернатора пермского края Максима Решетникова. Но затем на авансцену вышел художественный руководитель конкурса и председатель жюри Владимир Викторович Васильев, и переполненный зал потрясла громовая овация. Как и тридцать лет назад на первом «Арабеске», легендарный артист, режиссер, хореограф, педагог, художник, поэт подкупил зрителей обаянием облика, задушевностью речи, простой по форме и глубокой по содержанию. Однако предложенная им программа вечера не только заинтриговала, но многих, должно быть, и озадачила. Два концертных отделения посвящались двум гениям мировой культуры: хореографу Мариусу Петипа и писателю Льву Николаевичу Толстому. Если с Петипа все понятно: в марте балетный мир отметил двухсотлетие со дня рождения великого хореографа, чьи шедевры составляют репертуар любой значительной труппы и, в частности, конкурсные программы «Арабеска», то имя великого писателя, как известно, не жаловавшего балет, могло вызвать по меньшей мере недоумение.
Однако Владимир Васильев убедительно объяснил дерзкую, если ни сказать безумную, идею. В его творческой мастерской не первый год подряд занимаются молодые хореографы. Тема – большая литература: Андрей Платонов, Виктор Астафьев, Василий Шукшин. «Арабеск – 2016» открывал спектакль «Живые души», созданный по мотивам произведений Николая Гоголя. И вот теперь – Толстой. В честь его 190-летия шесть молодых хореографов поставили свои маленькие балеты и показали их пермякам. Задача была усложнена дополнительным условием: использовать еще неосвоенные балетом рассказы писателя.
По меткому наблюдению Владимира Викторовича, Петипа и Толстой были современниками: с десятилетним различием в возрасте. Оба жили и творили в России во второй половине XIX века и ушли из жизни в 1910-м. Похороны Толстого стали общенациональным событием, а за гробом Петипа в Петербурге шли несколько ценивших его коллег. Вот вам еще один аргумент в пользу соединения двух гениев со столь различными судьбами.
Фото Эдварда Тихонова
Что же получилось в результате? Получился, без преувеличения, если не уникальный, то удивительно интересный и содержательный спектакль-концерт. В первом отделении на сцене царил Петипа, представленный гостями конкурса, известными артистами – лауреатами предыдущих «Арабесков». Победительно и ярко выступили Эрнест Латыпов (II премия, 2014), Мидори Терада и Койя Окава (II и I премии соответственно, 2012), Аманда Гомес (II премия, 2014) и Михаил Тимаев (диплом, 2008). «Заставкой» к этому параду мастерства стала массовая композиция Петипа «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Номер, исполненный учащимися пермского хореографического училища, наглядно показал, как проходит путь к вершинам профессии. А тех, кто уже их освоил, горячо принимал отзывчивый пермский зритель. Особый успех снискали солисты пермского театра оперы и балета Инна Билаш и Никита Четвериков (оба – I премия, 2014). Они танцевали технически безупречно, всем существом проникая в поэтическую суть па-де-де Никии и Солора в картине «Тени» из «Баядерки» Людвига Минкуса. Но настоящий фурор произвели гости из Мариинского театра – юная солистка Рената Шакирова и премьер Кимин Ким (обладатель Гран-при «Арабеска», 2012).
По контрасту с праздничным настроем первого отделения, второе – «толстовское» – погрузило зрителей в мир серьезных, порой трагически неразрешимых противоречий общества и человеческой личности. Главными героями здесь стали хореографы Алексей Расторгуев, Павел Глухов, Дмитрий Антипов, Юлия Бачева, Константин Кейхель, Александр Могилев – также лауреаты «Арабесков». Не спасовав перед труднейшими заданиями, они выбрали заинтересовавшее их произведение и с большим или меньшим успехом нашли свой ключ к воплощению психологических коллизий и философских идей таких сочинений, как «После бала», «Севастопольские рассказы», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Хозяин и работник», «Записки сумасшедшего». Сложные для восприятия, эти работы, превосходно исполненные артистами Театра «Балет Евгения Панфилова», вызвали живую реакцию аудитории и были одобрены руководителем мастерской. Владимир Васильев достиг поставленной цели: привить хореографам вкус к настоящей литературе, чтобы на ее основе создавать содержательные балеты в противовес модным нынче пустопорожним поделкам, ничего не говорящим ни уму, ни сердцу.
Фото Эдварда Тихонова
Под занавес вечера-открытия над сценой появился портрет Льва Толстого. Великий писатель взирал на «племя младое, незнакомое» внимательно, но без осуждения. Возможно, будь он в зале, балетное искусство уже не показалось бы ему бессмысленной затеей.
Ольга Розанова, кандидат искусствоведения, член жюри прессы