30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    29
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
10.09.2018
Любовь к трем апельсинам: игра в жанре дель арте

Уже 18 сентября на сцене театра в концертном исполнении прозвучит опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Партитура, вобравшая в себя причудливые сюжеты итальянской комедии масок, была написана Прокофьевым в духе его времени, еще сохранявшего инерцию бойкого новаторства. Объясняем в небольшой справке, из какого контекста выросли «Апельсины», и предлагаем разобраться в поворотах карнавального сюжета благодаря нашей игре.


Sergei_Prokofiev.jpg

Сергей Прокофьев в 1918 году


Идея первой комической оперы Прокофьева была подсказана ему Всеволодом Мейерхольдом. Подсказка, впрочем, напросилась сама собой. С 1914 по 1916 Мейерхольд издавал художественный журнал под названием «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого поместил вольный перевод одноименной итальянской сказки, написанный им в соавторстве с Константином Вогаком и Владимиром Соловьевым. Оригинальный текст принадлежал перу Карло Гоцци, который, в свою очередь, пародировал в нем сочинения Пьетро Кьяри и Карло Гольдони, используя расхожие образы из комедии дель арте.

Как бы то ни было, Прокофьев знал, что делать с этим метатекстуальным винегретом. «Дописал либретто первого акта. У Гоцци он кончается как-то никак, и приходилось что-нибудь изобретать», — отмечал композитор в дневниках. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку, Прокофьев, вместе с тем, вспоминал смелые поиски русского дореволюционного театра. В тот период композитору действительно оставалось лишь вспоминать: после Октябрьского переворота он уехал в США, поэтому премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году на французском языке. Только спустя пять лет она была представлена  в Ленинграде уже на русском.

В произведении совмещаются, то и дело наскакивая друг на друга, сразу три плана. В первом действуют основные герои: Король Треф, Принц, Принцесса Клариче, Леандр, а также традиционные для комедии дель арте Труффальдино, Смеральдина и Панталоне (в либретто — Панталон). На втором плане им покровительствуют, конкурируя, волшебные персонажи: ведьма Фата Моргана, добрый маг Челий и другие. Наконец, третий план составляют партии приверженцев разных жанровых направлений: Лирики, Трагики, Комики, Чудаки, Пустоголовые. Не утонуть в этих странных сценических переплетениях, может помочь наша небольшая игра.



powered by Typeform

поиск