04 апреля 2020
Сегодня
06 апреля 2020
10 апреля 2020
11 апреля 2020
15 апреля 2020
03 мая 2020
07 мая 2020
11 мая 2020
14 мая 2020
16 мая 2020
Журнал
  • Апрель
    01
    02
    03
    04
  • Май
27.01.2020
Новый компаньон: Новый театр должен стать порталом

— Прежде всего, расскажите пару слов о себе...

— Я родился в Сербии, окончил архитектурную школу в Белграде. Сейчас живу в Нью-Йорке. Среди наших проектов — реновация основных галерей музея «Метрополитен» в Нью-Йорке, музей естественной истории — тоже в Нью-Йорке, новый концертный зал и мастер-план прилегающего к нему парка в Эдинбурге, большой культурный центр в Маниле, много музейных проектов в Соединённых Штатах и в мире.

— Каковы ваши впечатления от заседания градсовета, на котором обсуждался ваш проект?

— Мне очень приятно, что наш проект получил такой позитивный отклик сегодня. Это огромное доверие, я польщён.

— Вы показали очень интересную презентацию, очень впечатляющее архитектурное решение. Однако на протяжении презентации я мониторила соцсети и видела, что многие пермяки обратили внимание на то, что ваше здание с фасада напоминает цирк. Один из архитекторов — членов Градостроительного совета, Сергей Шамарин, тоже упомянул это сходство. Круглые формы в России ассоциируются с цирками...

— Ну, на свете множество круглых зданий, и вовсе не только цирки. Я готов подискутировать на эту тему. Вообще, считаю, что вовлекать широкое сообщество в дискуссию — это очень важно. Чем больше людей вовлечено в содержательное обсуждение, тем более благосклонно сообщество принимает новый проект.

Думаю, что люди должны судить о здании не только по форме, но и по содержанию. Круглое или прямоугольное, здание само по себе — это коробка, упаковка, и в круглой упаковке вовсе не обязательно должен быть цирк. Я очень надеюсь, что мы дадим людям здание, которое им понравится не только видеть, но и использовать, пользоваться им каждый день, вне зависимости от театральных представлений.

— Вы знакомились с предыдущими проектами новой сцены театра? Вы слышали, что это — «невезучий» объект, все проекты которого отвергаются со временем? Вас это не пугает?

— Я знакомился с предыдущими проектами, да. Вы удивитесь, если узнаете, как много объектов в мире имеют такую же судьбу! Как много проектов менялись, и не раз! И нет, меня это не пугает. Я в предвкушении интересной работы вместе с российскими и пермскими коллегами. Я уверен, что мы получим новый интересный опыт и совместно примем наилучшие конструктивные решения. Я беседовал с мистером Абрамовичем, и его страсть к искусству и культуре вашего города позволяет надеяться, что мы сможем воплотить наши идеи.

— Вы изучали территорию, на которой планируется разместить здание театра? Я имею в виду не геологию, а историю и градостроительную ситуацию этого места, очень важного для Перми и пермяков.

— Я считаю, что ключевой ингредиент для успеха любого проекта — связь с локальным контекстом, с историей места и с местным сообществом, поэтому мы, разумеется, изучали это место.

Для нас по-настоящему важно, что идеей проекта стала идея портала, соединения города и горожан с рекой и окружающей природой. Я очень надеюсь, что этот портал позволит включить историю в актуальное наполнение этого места. Здание как бы уходит с уровня улицы Ленина не только в сторону Камы, но и вниз, вглубь земли, вглубь истории, соединяя город с рекой, а настоящее — с прошлым. Это здание рассказывает историю Перми и само становится частью этой истории. Для нашего проекта взаимодействие с ландшафтом было ключевым моментом.

Мы включили в визуальное решение геологический аспект, поскольку именно в этом месте на поверхность выходят слои пермского периода. Мы открыли здание всему окружающему ландшафту и всем людям благодаря большому фойе, опоясывающему театр и рассчитанному на проницаемость со всех сторон. Мы стараемся создать пространство, которое будет максимально общественным, максимально полезным и создаст новые смыслы для этой территории.

— Какие современные оперные театры и концертные залы вы могли бы назвать своими образцами, источниками вдохновения?

— Их много. Например, новый оперный театр в Осло (это здание примечательно, кроме прочего, тем, что с его крыши зимой можно кататься на лыжах. — Ред.)... Их много! Но все они связаны с определённым местом и разрабатывались для конкретного места. В этом смысле мы не можем полагаться на чужие проекты, должны быть собственные решения, подходящие именно этому месту. Кроме того, я не могу сказать, что источники нашего вдохновения были только в современной архитектуре. В классической — не в меньшей, а то и в большей степени.

— Пермяки любят свой оперный театр и очень ревностно относятся к новым проектам. Не боитесь, что эта ревность помешает им принять новое?

— Да, мы хотим предложить что-то современное и новое, мы хотим дать этому городу опыт новых переживаний. Люди должны получать новый, наполненный смыслом опыт, входя в это здание, не только от музыки и театра, но и от самого здания.

Новое здание позволит театру лучше жить, более продуктивно заниматься творчеством. Всё новое по определению должно быть больше и лучше предыдущего! Я внимательно изучил существующий театр. Мы обошли его вместе с Андреем Александровичем Борисовым (Андрейа Стойич очень вежливо называет своих знакомых россиян по имени-отчеству. — Ред.), осмотрели сцену, гримёрки, поговорили с артистами и другими работниками театра. Я уверен, что нам удастся радикально улучшить условия их жизни и работы. Я надеюсь, что они будут очень-очень счастливы.

— Вы сами любите театр? Что вам нравится в опере и в балете?

— Я люблю всё это! Прошлым вечером мне выпал шанс посмотреть пермский балет — это был вечер английской хореографии, и это было прекрасно. Очень интересный микс неоклассики и модерна. Незадолго до этого я был в Санкт-Петербурге и смотрел «Спартака». Потрясающая постановка, очень эмоциональная! Каждый раз, когда мне это удаётся, бываю в театре с огромным, огромным удовольствием.

— Что вы хотели бы сказать пермякам?

— Хочу пожелать им открытости всему новому. Я всё время думаю, насколько ваша ситуация сходна со строительством оперного театра в Сиднее. Какие были споры, когда несколько десятилетий назад австралийцы задумались о его постройке! Эта история говорит о том, что в режиме диалога можно добиться создания настоящего места притяжения, которое станет частью локальной и мировой истории.

Юлия Баталина | Новый компаньон
поиск